Pavel Holovash (ambianse) wrote,
Pavel Holovash
ambianse

Советы по воспитанию детей - как не вырастить преступника

Каждый родитель хочет вырастить своего ребенка здоровым, преуспевающим человеком. И конечно же, спрос рождает предложение. Существует множество книг, интернет - сайтов о воспитании детей с огромным количеством советов. Причем даются эти советы обычно в качестве инструкций, своеобразной пилюли, которая призвана заменить основное и определяющее – понимание своего ребенка и, что не менее важно, понимание себя самого в отношениях с ним. Следовать даже самому правильному совету, не осознавая глубоко внутренних причин и следствий, не эффективно. Особенно, когда речь идет о ребенке.

Отвечая на вопрос о происхождении преступности, системно-векторная психология не только обращает внимание на то, что корни этого явления нужно искать в детстве, но и показывает конкретные механизмы формирования преступной личности – как это происходит в каждом из векторов. Также очень важны и общие для всех векторов особенности ошибочного развития. Этим общим особенностям посвящена данная статья.

Выращивание преступника происходит по определенному негативному сценарию, как правило неосознанно  – и в семьях, и и в системе внесемейного воспитания.

Почему так? Каковы корни такого явления, как преступность? Начну с теоретических основ системно-векторной психологии по этому вопросу.

090502bully12_0___484x363

Советы по воспитанию детей - как не вырастить преступника



Воспитание ребенка с пониманием механизмов его развития

Человек рождается прямым потребителем. Нет ничего более естественного, чем наше врожденное «хочу», не успевшее еще обрасти таким внутренним ощущением, как «нельзя».

В то же время, ограничение желания как свойство психического играет определяющую роль в нашем развитии: именно ограничение делает нас «человеком», позволяет сублимировать удовлетворение ограниченного в себе желания в социально-приемлемые формы. И для этой сублимации необходим рост сознания, мысли.

Прежде чем человек стал тем, кем он является сейчас, ему пришлось построить и пройти целый ряд таких ограничений. Эти «фильтры» никогда не возникали в человеке сами по себе, они всегда были результатом влияния окружения: и среды обитания, и, особенно, - общества. Два проявления таких знаковых ограничений, созданных обществом, описаны в системно-векторной психологии:

- природное (первичное) ограничение первичных позывов (секс и убийство), которое выразило себя созданием первого закона, формированием на этой основе первобытной человеческой стаи с особой системой ранжирования в праве на пищу и продолжение рода и обязательным выполнением каждым человеком  своей видовой роли;

- культурное (вторичное) ограничение первичных позывов - ограничение взаимной неприязни, выраженное в моральных нормах, представлениях о «добре» и «зле».

Внутри этой системы «дамб» есть еще и составные перегородки (связанные с конкретными свойствами векторов), уровень которых постепенно повышается, так как направляем потребностями общества. Именно поэтому оценка развитости или неразвитости человека всегда лежит в области соблюдения приоритета общего над частным. И только в этой мере природа дает нам возможность получать удовольствие от жизни. В каждом векторе это по-своему выражено. Самый яркий пример – кожный человек, который рождаясь с наклонностями вора, вырастает в собственную противоположность – законодателя. Свойство психического здесь одно и то же, только оно, соответственно – выше и ниже «перегородки» приоритета общества. Поэтому и сегодня для кожного человека удовольствие от воровства – мизерное и преступно, а удовольствие от законотворчества – это высшая реализация в обществе. Но кожные люди здесь особенны тем, что они сами для себя устанавливают это ограничение законом, а заодно – и для других.

Таким образом человек постепенно, с самого рождения до окончания пубертата, раскрывает в себе всю наработанную человечеством систему ограничений, и в соответствии с этим – развивается. Естественно, и это происходит лишь при определенном влиянии окружения на ребенка (подростка), которое не только заставляет его раскрывать в себе психические накопления предыдущих поколений, но и создает ему необходимые условия для развития – обеспечивает чувство безопасности и защищенности.


Основы воспитания детей - безопасность и защищенность

Человечество сформировало особую систему взаимоотношений «родители-дети», приницпиально отличающую нас от животных. Животное заботится о детеныше до того момента, когда тот самостоятельно сможет обеспечивать себя пищей. Перед человеком стоят более сложные задачи заботы о новом поколении. Человек отличается от животного тем, что кроме желаний тела он обладает еще и целым набором добавочных («человеческих», социальных) желаний и свойств, требующих развития с самого детства. Речь идет об особой системе психо-физических желаний и свойств, выражаемых в системно-векторной психологии понятием «вектор». Свойства векторов помогают человеку сохранять целостность собственного тела, создавать психологический комфорт через взаимодействие с другими людьми, через внесение своего вклада в общее дело, обеспечивая таким образом себе чувство безопасности и защищенности.

Взрослый человек с высоким уровнем развития векторов вполне способен через самореализацию в социуме обеспечивать себе чувство безопасности и защищенности. Но ребенок таким развитием свойств векторов еще не обладает, и здесь чувство безопасности и защищенности ему обязаны обеспечивать общество, окружение, родители. Что для этого нужно? Со стороны родителей и воспитателей, как минимум, – понимание ребенка. Это не позволит им неосознанно вводить ребенка в травмирующие его психику сверхстрессы, как максимум – давать ребенку такой вид «нагрузки», которая будет максимально точно развивать свойства его психики, соответствовать его внутренним естественным желаниям. А они, и желания и свойства, - разные в каждом векторе.

РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ 4

Советы по воспитанию детей - как не вырастить преступника


Таким образом, ребенок, при постоянном участии взрослого, будет постепенно адаптировать эту первую «дамбу» природного ограничения на потребление, учиться реализации в обществе, работе на общество, постепенно формировать внутри себя приоритет деятельности на общее благо, над эгоистическим удовлетворением своих потребностей напрямую.

Для правильного развития ребенку не столь важны четырехразовое питание и дорогие игрушки. Чувство безопасности и защищенности ощущается тем ребенком, который своевременно развивается в своих психических свойствах, в своих векторах, т.е. получает на них адекватную нагрузку. Беря на себя эти «тяжести», ребенок должен чувствовать поддержку взрослого, быть уверенным, что ему всегда готовы помочь – это также необходимое условие для его развития.


Вопросы воспитания детей - сценарий формирования преступной личности

К сожалению, в деле воспиатания детей случаются сбои, и это всегда – результат простого непонимания взрослыми особенностей психики ребенка. Отсюда – много ошибочных действий, среди которых - неправильное распределение нагрузки на его свойства.

Давая слабую нагрузку на психические свойства ребенка или не давая ее вообще, мы лишаем его развития. Давая слишком сильную нагрузку, мы вводим ребенка в стресс (особенно это касается лишенных надежного «тыла» воспитанников детских домов). Еще хуже, когда нагрузка такая, на взятие которой у него свойств просто нет, так как нет соответствующего им вектора,. Нельзя, например, требовать от анального ребенка дисциплинированности и быстроты, а от кожного – усидчивости и аккуратности, ведь подобные настойчивые требования родителя и есть неадекватная нагрузка, вводящая ребенка в стресс или сверхстресс.

При сверхстрессе ребенок теряет самое основное – чувство безопасности и защищенности тела. И потому начинает бессознательно спасать себя теми, пока не развитыми, свойствами психического, которые у него есть. Вместо того, чтобы развивать их, ребенок начинает эти неразвитые свойства активно реализовывать и, естественно, оказывается в самых древних, неразвитых программах поведения. Эти программы когда-то очень давно были общественно полезны, а следовательно – не ограничены, не считались преступными и караемыми. Например, то же воровство (а точнее присвоение) пищевых ресурсов за пределами пещеры было для кожного алиментатора способом прокормить стаю. Но с тех пор человечество уже прошло огромный путь развития, и сегодня такие действия находятся ниже общего уровня социального развития, и потому признаются девиантными, преступными и, по этой причине, ограничеными законом. Сегодня воровство – осуждаемое обществом преступление.

О чем говорит наблюдаемый сегодня рост детской преступности, которая зачастую принимает групповые формы. Очевидно о том, что действующая система воспитания требует серьезного пересмотра и обновления в направлении осознания структуры психического, механизмов его формирования и развития.


Особенности воспитания детей - приоритет целого над частным

Реализация человека в обществе предполагает реализацию им в своей деятельности этого приоритета. Такой принцип является базовым для российского - уретрального – менталитета.

Человек живет в обществе, его личное существование, качество его индивидуальной жизни очевидным образом зависят от существования коллективного, от качества жизни общества.  Поэтому совершенно естественные причины обязывают человека привносить в общество что-то от себя. Более того, на определенном уровне развитости и реализованности это становится его насущной потребностью.

Многие считают, что были бы счастливы до конца жизни, сорвав, например, джек-пот какой-нибудь лотереи. Это заблуждение. Только социально активная самореализация способна принести человеку максимум удовлетворения. Внутреннее бессознательное понимание этой закономерности есть в уретральном человеке, остальные приходят к нему постепенно, в процессе развития.

Во времена раннего советского государства очень удачными были талантливо организованные проекты по объединению воспитания с трудовой деятельностью в трудовых колониях. Из малолетних преступников выращивались целые поколения достойных людей, приносящих пользу обществу. Также есть уникальный опыт советских детских домов, воспитанники которых нисколько не уступали в уровне социализации детям, выращенным в семьях. Но подобные подходы к воспитанию ребенка давали результат лишь тогда, когда в обществе преобладали определенные, свойственные уретральному менталитету, системы ценностей.

Сегодня, ввиду кардинальных социальных изменений, связанных с переходом общества в новые условия развития, где господствуют ценности кожной меры, по природе своей чуждые мироощущению россиян, отношение к таким детям поменялось не в лучшую сторону. Во времена глобального потребления и господства индивидуализма общество само не способно дать детям, воспитывающимся вне родительского дома, ориентиры «общего блага», приоритета целого над частным.

Группа воспитанников детского дома №31 Москворецкого района в один из воскресных дней у своего шефа -

Группа воспитанников детского дома №31 Москворецкого района в один из воскресных дней
у своего шефа - начальника отдела технического контроля прядильно-ткацкой фабрики
"Мосготекстильпрома" Полукаровой. 24 февраля 1949 года.



Воспитание личности - вторичное ограничение (культура)

Это вторая «дамба» самоограничения, которую человечество создало с простой целью – сохранить себя от полного распада. Эмоциональный слой психики человека нужен для ограничения взаимной неприязни между людьми, которая появляется в случае недосублимированности их первичного каннибальского устремления друг к другу. Недосублимированность, недореализация человека в социуме всегда приводит к возникновению в нем неприязни по отношению к окружающим, и здесь культура не дает выносить наружу этот негатив. Почему? Потому, что это «плохо».

Культура учит ребенка делить мир на «добро» и «зло» и стараться ассоциировать себя с добром. Зло – это смерть, добро – это жизнь, сохранение жизни.

За 50 тыс. лет развития мы наработали огромный слой культуры, и создателем его является коллективный зрительный вектор, прежде всего - кожно-зрительная самка. Именно поэтому столько внимания в системно-векторной психологии уделено именно ей – соответственно, ее вкладу.

И в первобытной пещере, и даже сегодня кожно-зрительная самка - это воспитательница, которая при высокой зрительной заданности и развитости выносит свое огромное чувство любви (как ограничения неприязни) на детей, передает им способность внутреннего разделения на добро и зло. Кожно-зрительнной воспитательницей создается тесная эмоциональная связь с каждым ребенком, а также целая сеть эмоциональных связей между детьми: «Вася, возьми сорви цветок и подари Маше. Она девочка и любит цветы!», или «Коля, не обижай младших, ты как старший наоборот должен их защищать. Подойди и помирись. Вот так, молодец». Это сплошная антинеприязнь, которой она буквально окружает маленьких постоянно дерущихся и ранжирующихся первобытных "дикарят".  Антинеприязнь, исходящая изнутри ее огромной чувственности и сострадательности.

Важно само присутствие развитой кожно-зрительной женщины в  детском коллективе. Воспитание чувств - серьезная работа, с которой справится далеко не каждая «зрительность», но результаты ее видны уже очень скоро. Вот дети подросли и понемногу перестали колотить друг друга, они все чаще стали улыбаться, а не скалиться по-звериному, во взаимоотношениях появилась некая сдержанность, сочувствие. И это ее заслуга. Если же культурного воспитания в коллективе детей не происходит, последствия могут быть очень плохими, прежде всего для общества. Человек, не впитавший в себя это разделение на хорошо/плохо, как ограничение на «плохо» в соответствии с требованиями социума – элементарно опасен.

Поэтому нельзя себе представить полноценную систему воспитания детей без этих прирожденных воспитательниц – развитых кожно-зрительных женщин, которых, кстати, тоже нужно с детства растить именно развитыми, а не полными страхов истеричными особами, а потом еще и направить в ту область, где они действительно необходимы.

К тому же, многие сегодня путают обучение и воспитание детей. Это разные вещи. Обучение – это анальный вектор воспитание – это кожно-зрительная самка.

roditeli-i-deti0
Советы по воспитанию детей - как не вырастить преступника



Советы и статьи о воспитании детей

Таким образом, очевидно, что сформировать полноценного человека без понимания его природы невозможно. В этом ответ на основной вопрос: « как воспитать ребенка правильно? ». Только лишь понимая его. Есть различные источники информации, курсы по воспитанию детей, которые дают какую-то пользу, но, не дифференцируя психику ребенка по векторам, мы в огромной мере полагаемся в его воспитании и развитии на волю случая.

«Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке … Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» ( Януш Корчак «Как любить ребёнка»).

С этими словами талантливого польского педагога нельзя не согласиться. Корчак практиковал дифференцированный подход в воспитании своих подопечных, основанный на его собственных наблюдениях. Сегодня у нас есть возможность проводить эту дифференциацию максимально точно  – по векторам ребенка.

Данной теме посвящено отдельно сообщество системно-векторной психологии в ЖЖ , где есть уже масса статей о том, какого ребенка как лучше воспитывать, а также много действительно правильных советов по воспитанию детей с теоретическим обоснованием – почему нужно делать именно так, а не иначе.


Статья написана по материалам лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Другие публикации:

Каннибализм и его психологические корни
Как вырастить счастливых детей


Tags: анальный вектор, воспитание детей, мир семьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments